- Заказчик:
-
Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ
- Менеджер:
- Света
- Задача:
- Необходимо предложить, какие услуги (социальную помощь населению) можно передать негосударственным организациям. В какой форме и на каких условиях эти услуги могут быть оказаны.
- Продукт или услуга:
- Законопроект «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
- Целевая аудитория:
- Население России в целом, в том числе властные структуры
- Постановка задачи:
- Организация негосударственных социальных услуг
Проблема:
В России увеличивается число людей, нуждающихся в социальной помощи
По официальной статистике бедных в России около 30 миллионов, около 60% семей с детьми относятся к бедным семьям, свыше 10% пожилых людей постоянно недоедают, более 90% инвалидов имеют признаки нищеты. Еще более драматичная ситуация складывается с бедностью сельских жителей, женщин села. Перспективы еще более удручающие. В РФ 29,61 млн. чел. старше трудоспособного возраста. Доля пожилых людей в общей численности населения – 20,7 %, и она возрастет к 2010 году до 21,9 %, к 2016 году – до 24,5 %, превышая почти вдвое численность вступающих в трудоспособный возраст. Все больше людей будет нуждаться в оказании социальных услуг. Сегодня около 126 тыс. чел. нуждаются в услугах на дому, около 22 тыс. чел. – в социально-медицинском обслуживании в домашних условиях. В дома-интернаты стоят на очереди более одного года около 8 тыс. чел, но еще более недопустимо ожидание места в психоневрологические дома-интернаты.
К числу людей, нуждающихся в социальной помощи нужно отнести:
пенсионеров
людей с ограниченными физическими возможностями
люди, нуждающиеся в медицинской помощи, в том числе душевнобольные
семьи с низким доходом
Социальную помощь могут оказывать негосударственные организации
В настоящее время социальная помощь населению находится исключительно в ведении государственных организаций. Качество и номенклатура социальных услуг оставляет желать лучшего. Выходом из создавшегося положения будет привлечение негосударственных ор ганизаций, как коммерческих, так и некоммерческих, наравне с государством. В мировой практике социальная помощь населению построена именно таким образом. Это позволяет не только обеспечить необходимые населению социальные услуги, но и существенно увеличить количество рабочих мест, рассчитанных в первую очередь на женщин
Необходимые условия для создания рынка социальных услуг
В чем мы видим проблему? В отсутствии рынка социальных услуг! Государство и общество должны создать условия для его развития
1. Необходимо подготовить правовую основу рынка социальных услуг.
Возможность привлечения негосударственных организаций должна быть заложена в Законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Государственные и негосударственные организации должны работать в равных правовых условия, это касается контроля за их деятельностью, аккредитации, сертификации их услуг и т.д.
2. Создание экономических условий
Предприятия, специализирующиеся на оказании социальных услуг не могут рассчитывать высокую прибыль. Задача государства обеспечить такие экономические условия, которые позволят таким негосударственным социально ориентированным предприятиям обеспечить свою деятельность.
Такие экономические условия можно обеспечить с помощью нормативно финансирования лиц, нуждающихся в социальной помощи, льготного кредитования и налогообложения, обеспечения помещениями.
3. Координация деятельности на рынке социальных услуг
Государство не должно поощрять иждивенчество, ему следует выступить в качестве интеллектуального информационного центра, который помогает сформировать среду самообеспечения. Для этого задействуются различные общественные структуры, объединяющие предпринимателей, представителей малого бизнеса, научных, финансовых, проектных организаций, фондов, их объединения и сети.
4. Формирование общественного мнения
Социальное предпринимательство в других странах – это активная деятельность со своей идеологией и определениями. Социальное предпринимательство определяется как бизнес или предпринимательство с социальной миссией. Т.е. на первое место выходит социальный аспект или социальный эффект от предпринимательской деятельности, а уже потом финансовая эффективность. Создаются организации, коммерческая деятельность которых направлена в пользу определенных территориальных общин или конкретных групп людей, нуждающихся в помощи. Предприниматель, работающий в социальной сфере, воспринимается в обществе как лидер, движущая сила социальных преобразований в обществе, а деятельность его компании, как чрезвычайно важная для общества. Формирование такого статуса социального предпринимателя важная часть реформирования сферы социальной помощи населению.
Постановка задачи
Необходимо определить, обеспечение каких социальных услуг может быть передано коммерческим и некоммерческим негосударственным организациям, описать условия предоставления этих услуг.
Организация может заниматься исключительно обеспечением социальных услуг или оказывать социальные услуги наряду с основной своей коммерческой деятельностью.
Пример:
Курьерская компания в США может оказывать социальную помощь пенсионерам (развозить продукты, лекарства).
В этом случае государство оплачивает курьерские услуги компании, контролирует качество этих услуг, определяет район деятельности компании.
Это сотрудничество выгодно и курьерской компании, и государству и пенсионерам, которых эта компания обслуживает.
|