E-generator объединяет творчески мыслящих людей со всего мира для решения любых креативных задач.
E-generator.ru — для вас думает весь интернет! |
+7(913)-947-91-71 x
Подпишитесь на рассылкуНе чаще одного раза в неделю мы рассылаем новости мира креатива, интересные статьи, новые идеи, созданные авторами нашего сервиса. |
Россия в информационном пространстве зарубежных СМИ: сентябрь 2010 года02 ноября 2010 Рубрика: Исследования Исследование посвящено реконструкции образа России в информационном пространстве зарубежных СМИ.
Объектом рассмотрения являются следующие издания: – британские (The Guardian, The Independent), – американские (The New York Times, The Washington Post), – канадские (The Globe and Mail), – австралийские (The Sydney Morning Herald), – немецкие (Der Spiegel, Die Welt), – французские (Le Figaro, Le Monde). Материалом послужили 345 статей в данных изданиях. Отбор статей проводился с помощью поиска по ключевым словам Россия, русский, Медведев, Путин. Отбор материала ограничивался временными рамками – с 1 по 30 сентября 2010 года. Анализ материала осуществлялся с опорой на несколько групп параметров: 1) оценка информационного факта: негативная / позитивная; 2) политические деятели: Д. Медведев и В. Путин; 3) основные темы обсуждения: внутренняя / внешняя политика, экономика, финансы и бизнес, социальная сфера, образование и наука, технологии, культура и искусство, спорт, происшествия, техногенные и природные катаклизмы, природные явления; 4) представленная точка зрения: журналиста, западного / российского эксперта, российской / западной общественности, российской / западной официальных точек зрения; 5) характер аргументации: односторонняя (аргументация либо только «за», либо только «против») и двусторонняя (аргументация, рассматривающая противоположные тезисы); 6) образные и стилистические средства: сниженная лексика, выражение иронии / сарказма, призыв к действиям по отношению к России, метафорические образы, аллюзии и др. В таблице 1 представлены общие для всех СМИ результаты встречаемости перечисленных выше параметров в 345 статьях. Примечание. Во втором столбце отмечается встречаемость того или иного параметра в проанализированных контекстах. Иными словами, значение 0,316, соответствующее упоминанию Д. Медведева, означает, что имя президента РФ встречается в 31,6 % контекстов проанализированной выборки. Из таблицы 1 видно, что НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА более, чем в 3 раза превосходит ПОЗИТИВНУЮ ОЦЕНКУ, которые дают зарубежные СМИ. На рисунке 1 отражена степень выраженности негативного / позитивного отношения к России для каждого проанализированного издания.
Рисунок 1. Степень выраженности негативного / позитивного отношения к России На рисунке 1 видно, что положительные значения (т.е. доминирование положительного отношения к России) имеют только два издания: канадское Globe and Mail и немецкое Welt.
Если рассматривать встречаемость в анализируемых изданиях за данный период имен Д. Медведева и В. Путина, то мы видим, что их упоминают почти одинаковое количество раз. Среди наиболее популярных тем обсуждения – внутренняя и внешняя политика, экономика и происшествия (чаще всего криминального характера). Среди точек зрения, представленные в статьях, доминируют точка зрения российского эксперта и точка зрения официальных лиц российской власти (данная точка зрения часто играет роль отправного пункта для дальнейших рассуждений). Интересно, что обращение к мнению западных экспертов встречается почти в 2,5 раза реже, чем к мнению российских экспертов. Дальнейший анализ проводился в рамках метода снижения размерности признакового пространства с помощью анализа соответствий. Данный метод позволил представить исследуемые издания и параметры в координатном пространстве переменных малой размерности.
Полученные модели национальных медиа-пространств, представляют собой одновременное расположение на двухмерной плоскости параметров, участвующих в формировании образа России, и конкретных изданий. Показателем близости изданию той или иной категории служит величина отрезка, проведенного от категории до издания. Это позволило эксплицировать в медиа-пространстве западных СМИ однородные в функциональном смысле группы (параметров и изданий); изучить структуры медиа-пространства в аспекте данных категорий (и в указанном контексте обнаружить специфику каждого СМИ) и мн. др. Рисунок 2. Информационное пространство негативного «сегмента» образа России
На рисунке 2 видно, что часть изданий (в основном, британские) «специализируются» на критике официальной точки зрения Российской власти, и особенно, В. Путина (см. Independent, Washington Post). Интересно, что официальная точка зрения российской власти в негативном аспекте ассоциируется в большей степени с образом В. Путина (ср. расстояние между расположением на рисунке «точек» Медведев – офиц. Россия и Путин – офиц. Россия).
Рисунок 3. Информационное пространство позитивного «сегмента» образа России Экономическую проблематику в большей степени обсуждают Sydney Morning Herald, Globe and Mail, а также Welt и New York Times, причем канадское и австралийское издания в равной степени интересуют как положительные, так и отрицательные аспекты российской экономики. Позицию официального Запада (в аспекте критики) в большей степени отражает британские издания Independent и Guardian, а в аспекте позитивного отношения – Monde, Guardian, New York Times. Хотя заметим, что во всех случаях позиция официального Запада отстоит от всех перечисленных изданий на относительно далеком расстоянии. Интересно, что отражение (как негативной, так и позитивной) точки зрения журналиста на происходящие события больше всего характерно для Guardian. Российские эксперты в большей степени критикуют ситуацию в российской экономике, затем в социальной сфере, культуре, науке и технологиях; западные же эксперты сосредоточены на состояния социальной сферы в России и только затем внешней политики, культуры, образования, науки и технологического развития России. Критика состояния социальной сферы очень сильна и ближе всего Guardian и New York Times, причем, позитивных процессов в социальной сфере в России зарубежные СМИ не обнаруживают (см. положение социосферы на рисунке 3). Положительные тенденции в развитии страны связаны большей частью с экономикой и внешней политикой, которые отмечают Sydney Morning Herald, Globe and Mail, New York Times, Welt, связывая успехи, как уже отмечалось, в первую очередь с именем Д. Медведева.
Константин Белоусов, Лилия Илимбетова, Наталия Ляшенко, Екатерина Чернышина, Исследовательский центр компании Е-генератор
Читайте также:05 сентября 2008 08 июля 2008 23 апреля 2008 03 апреля 2008 |